Школьный музей «Поиск»
Руководитель музея - Кустова Галина Платоновна (с 2012 года).
В 1964 году в средней школе №2 под руководством Гавриловой Валерии Евгеньевны была открыта комната Боевой славы. За большую поисково-исследовательскую, общественно-полезную работу, создание интересных экспозиций и успехи в воспитании учащихся в 1976 году Музею присвоено звание «Школьный музей боевой славы», а в марте 2002 года – «Военно-исторический музей», в 2014 году была проведена реконструкция музея.
На сегодняшний день в музее действует 7 экспозиций:
1. Боевой путь СЭГа – 290
( «СЭГ 290»,«СЭГ 290.Во время войны», «СЭГ 290. Мирное время…)
2. Первая ракетная
3. Герои Советского Союза
4. Они защищали наш город
5. «Через века, через года, - помните!» Н.Ф.Гастелло
6. Они не вернулись из боя (о выпускниках школы, погибших в Чечне)
7. Летопись школы и музея
Школьный музей является структурным подразделением МБОУ СШ №2, действующего на основании Закона Российской Федерации «Об образовании», а в части учета и хранения фондов — Федерального закона о музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации.
Школьный музей руководствуется:
- Конвенцией ООН о правах ребенка;
- Конституцией Российской Федерации;
- Гражданским кодексом РФ;
- Федеральным законом РФ «Об общественных объединениях»;
- Федеральным законом РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;
- Федеральным законом РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Цель: помочь каждому ребенку занять активную жизненную позицию в ходе экспедиционно-поисковой деятельности, в процессе познания и улучшения окружающего мира; стать достойным гражданином своей страны и малой родины.
Задачи:
- способствовать развитию интереса у молодого поколения к изучению истории страны через практическое участие в работе школьного музея, шефстве над ветеранами войны и труда, в сохранении и увековечении памяти об известных и безымянных героях Великой Отечественной войны;
- утверждать в сознании и чувствах ребят уважение к традициям, культурному и историческому прошлому своей страны, своего города, своей области;
- формировать у подростков и юношей позитивное отношение к Вооруженным Силам Отечества, готовности к службе в армии;
- прививать школьникам чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации и исторических святынь Отечества;
- создавать условия для самовыражения, самореализации каждого члена объединения через конкретные дела патриотической направленности;
- использовать материалы научных центров, государственных и общественных музеев, экскурсионных бюро, детских и молодежных организаций, средств массовой информации в совместной работе по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Структура и органы управления
Высшим руководящим органом является сбор (общее собрание), проводящийся один раз в год.
Сбор вправе рассматривать любые вопросы деятельности музея.
Только собрание имеет право принимать решения по вопросам:
- принятие Устава, внесения в устав дополнений, изменений;
- утверждение и отчет Актива музея;
- утверждение основных направлений развития и деятельности музея;
Для организации и проведения всей музейной работы – из учащихся школы, с 4-ого по 11-ый классы создан Актив музея, который делится на 4 разновозрастные группы. Ребята, вошедшие в Актив музея, соответственно, становятся музейщиками. В Актив ребята приходят по агитации и личному желанию. Также в Актив настоятельно приглашаются по 2 человека от каждого класса с той целью, чтобы каждый класс знал о деятельности музея, сам принимал участие в его работе – выполнял задания, а также прибегал к помощи музея – заказывал бы его мероприятия.
Учащиеся, включившиеся в работу музея, следуют девизу: «Очень трудно научиться любить живых, если не умеешь хранить память павших».
Актив музея делится на 4 разновозрастные группы:
• фондовую группу – ребята этой группы ведут учёт экспонатов, учатся описывать их, составляют акты приёма на экспонаты, поступившие в музей на постоянное и временное хранение;
• поисковую группу – ребята этой группы учатся брать интервью, составлять вопросники, проводят определённую поисковую работу;
• экскурсионно-лекторскую группу – ребята этой группы принимают активное участие в проведении экскурсионно-лекторской работы и сами пытаются подбирать материал для экскурсий, учатся и пробуют их разрабатывать;
• оформительскую группу – ребята этой группы занимаются набором текста, фотографируют, рисуют, придумывают и оформляют выставки.
В каждую из этих групп входит от 6 до 10 – 12 человек – представителей из разных классов. С ребятами – музейщиками каждой группы проводится серьёзная, целенаправленная, большая работа. Проводятся как групповые, так и индивидуальные занятия (чаще).
Возглавляет и руководит Активом музея Совет музея, состоящий из 5 наиболее активных и инициативных ребят, которые принимают более активное участие в планировании и детальной разработке конкретных мероприятий музея, придумывают и составляют поисковые задания для классов и т. д. А Актив музея, направляемый Советом музея и руководителем музея, уже в свою очередь, и претворяет в жизнь программу музея «Поиск», проводя различные музейные мероприятия и активно вовлекая в них все учебные классы школы.
Работа ведется согласно положению о школьном музее по направлениям (подразделениям):
1. Экспозиционно-фондовое.
2. Экскурсионное.
3. Экспедиционно-поисковое.
4. Информационно-пропагандистское.
5. Организационно-массовое.
6. Шефское.
Подразделение экспозиционно-фондовой работы:
- заботится о сохранности фондов, их хранении и экспонировании;
- проводит переучет основного и вспомогательного фондов;
- оформляет справочную картотеку;
- готовит новые экспозиции (в том числе подвижные, переносные);
- подбирает наглядный материал для Уроков мужества.
Подразделение экскурсионной работы:
- организует экскурсии по музею (обзорные и тематические);
- собирает материал для новых экскурсий;
- проводит беседы, устные журналы, мини-экскурсии непосредственно на местах, т. е. в классах;
- осуществляет помощь в проведении Уроков мужества;
Подразделение экспедиционно-поисковой работы:
- ведет учет и обрабатывает материалы, найденные во время обработки информации; организует передачу ценных находок в фонд музея;
- ведет работу с источниками описывающих период Великой Отечественной войны;
- готовит отчеты в виде дневников, папок - «раскладушек», докладов, газет, фотоплакатов об итогах проведенных поисковых мероприятий и выступает перед учащимися;
Подразделение информационно-пропагандистской работы:
- информирует о своих делах;
- ведет летопись школьного музея;
Подразделение шефской работы:
- посещение ветеранов войны и труда, с целью проведения шефской работы, записей воспоминаний, пополнения фондов музея;
- проводит операции «Подарок ветерану»
- проводит конкурсы на лучшие рассказ, сочинение о ветеранах войны и труда, «Открытку ветерану»;
Подразделение организационно-массовой работы:
- участвуют в организации и проводят в школе:
1) Дни памяти;
2) Уроки мужества;
3) Конкурсы чтецов и викторины, посвященные Победе в Великой Отечественной войне;
4) Месячник героико-патриотической и спортивно-массовой работы;
5) Митинги у обелисков.
Предполагаемые конечные результаты.
- продолжить работу над совершенствованием системы патриотического воспитания в школе;
- сформировать готовность у учащихся к патриотическому действию, к активной гражданской позиции;
- отвлечь учащихся от противоправной деятельности;
- оказывать повседневную помощь каждому ребенку в его саморазвитии, удовлетворении потребностей, раскрытии способностей;
- создать условия для реализации лидерского и творческого потенциала личности, навыков коллективной деятельности.
Просмотров: 2744